Дар прощения
Мы получили прощение благодаря безграничной любви Христа, умершего за нас. Это самый огромный дар Его Духа. Прощение – это не забвение грехов, не стирание их, как с белого листа бумаги; это мощное возрождение внутренних сил. Мы должны принять это примирение с Богом, самими собой и с другими; слишком дорогой ценой мы, искупленные, избавлены от страшной участи – вечного последствия наших грехов. Чтобы осознать это, мы должны признать одновременно и тяжесть греха, и «безумие» любви, что искупила нас и стремиться спасти.
«Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом»
(2 Кор, 5, 20)
Зачем нужна исповедь?
Хотя Крещение вырывает нас из власти греха и смерти и вводит нас в новую жизнь детей Божьих, оно не освобождает нас от человеческой слабости и склонности ко греху. Поэтому мы нуждаемся в каком-то пространстве нового примирения с Богом. Это исповедь.
Это одна из величайших милостей, что мы снова и снова можем начать жизнь заново. Мы уверены: милосердие действует в мире, заполняет его, охватывает всю человеческую историю и способно обновить ее:
«Иисус же сказал им …: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»
(Ин 20, 21-23)
Смысл разговора верующих со священником в таинстве исповеди в том, чтобы открыть сердце прощению, которое дарует Бог. Препятствие ведь не в Нем, а в нас: кто из нас осознает ужас греха? Часто ли мы испытываем столь сильную потребность в прощении, что готовы умереть за возможность исповедоваться?
Что подготавливает человека к покаянию?
Из понимания личной вины возникает стремление исправиться: это называется раскаянием. К нему мы приходим, когда видим противоречие между Божьей любовью и нашим грехом. Тогда мы наполняемся болью о своих грехах; мы решаем изменить свою жизнь и возлагаем всю свою надежду на помощь Божью.
Реальность греха часто вытесняется. Некоторые даже думают, что против чувства вины нужно просто принять психологические меры. Но истинное чувство вины очень важно. Это как в автомобиле: если спидометр показывает превышение скорости, то в этом виновен не спидометр, а водитель. Чем ближе мы становимся к Богу, Который есть свет, тем яснее обнаруживаются наши тёмные стороны. Но Бог – не сжигающий свет, но исцеляющий. Поэтому покаяние побуждает нас идти к свету, в котором мы полностью выздоравливаем.
Условие для прощения грехов – это человек, в котором произошло обращение, и священник, который во имя Бога преподает ему отпущение грехов.
Что должно быть в моей исповеди?
Всякая исповедь предполагает
- испытание совести,
- раскаяние (сокрушение),
- намерение не грешить,
- исповедание грехов и
- удовлетворение за грехи (епитимия).
Испытание совести должно проходить основательно, но не изнуряюще. Без истинного раскаяния, лишь на основании устной исповеди, никому нельзя дать отпущения грехов. Также необходимым является намерение больше не совершать этих грехов. Грешник также обязательно должен рассказать о своём грехе исповеднику, то есть исповедовать этот грех. Наконец, исповедь предполагает также удовлетворение или исполнение епитимии, которую исповедник налагает на грешника для возмещения причинённого ущерба.
Зачем нужно признавать вслух свою вину, если Богу и так все известно?
До тех пор, пока мы несём грех в сердце, мы не осмеливаемся по-настоящему признаться себе в нем. Когда мы говорим о нем другому человеку, мы заставляем все скрытое выйти наружу и, таким образом, можем смотреть своему греху в лицо. И как только он выходит на свет, он уже вне нас; и мы можем исповедовать его Тому, Кто его искупил Своей кровью.
Бремя нераскаянного и непризнанного греха, утаенной вины, которые кажутся забытыми, а на самом деле вытеснены в подсознание и бесконечно отравляют сердце, делают человека боязливым, агрессивным и нерешительным в духовной жизни.
Почувствовать, что мы услышаны, необходимо для исцеления сердца. Современный человек, может быть, более, чем какой-либо другой, страдает от чужой глухоты, от одиночества и оставленности во всех испытаниях и грехах. И Христос всегда готов выслушать нас и сказать устами своих посланников Слово, которое возродит. Во время исповеди Сам Иисус в лице священника слушает нас и принимает наши признания.
В чём смысл епитимии?
Прощая нас, Бог уважает наше достоинство. Тому, кто приходит с любовью, Он дает возможность принять участие в его собственном возрождении. В этом и состоит смысл епитимии, налагаемой в конце исповеди. Бог помогает мне подняться, и я поднимаюсь. В епитимии выражается моё решение жить иначе, которое должно быть конкретным и точным. Каждая исповедь подготавливает наше обращение, ибо дарованная Богом свобода вселяет надежду и силы для преодоления всего, что мешает нам жить в радости.
С помощью Божией и всех моих братьев на Небе и на земле я сделаю еще шаг на пути к свету.
Молитва до и после отпущения грехов:
«Бог, Отец Милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир.
И я отпускаю тебе грехи во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Да способствуют страдания господа нашего Иисуса Христа, ходатайство Девы Марии и всех святых, а также все доброе, что ты совершишь и все испытания, что ты претерпишь, прощению грехов твоих, да возрастает в тебе благодать, чтобы ты жил с Богом».