О Святой Мессе

На тайной вечере Иисус произнёс слова, которые мы повторяем на каждой Мессе:

«Сие есть Тело Моё; это совершайте в память обо Мне!»

Как Христос установил Евхаристию?

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор 11, 23-25)

Это самое раннее повествование о событиях в Сионской горнице принадлежит апостолу Павлу, который сам не был очевидцем, но записал то, что было сохранено как святая тайна молодых христианских общин и совершалось на богослужении.

Насколько важна Евхаристия?

Совершение Евхаристии – это источник и вершина христианской жизни. В Евхаристии Церковь становится Церковью.

Мы являемся Церковью не потому, что хорошо друг друга понимаем, или случайно были наскоро собраны в общину, но потому, что в Евхаристии мы принимаем Тело Христово и снова и снова преобразуемся в Тело Христово.

Различные названия доносят до нас непостижимую тайну

Святая Жертва, Святая Месса, Жертва Мессы: не имеющая себе равных жертва Христа, которая завершает и превосходит все жертвы, осуществляется в Евхаристии. Церковь и верующие соединяются в своём самопожертвовании с жертвой Христа. Слово «Месса» происходит от латинского возгласа отпуста Ite, missa est – Идите, вы посланы (с миссией)!

Трапеза Господня: каждое совершение Евхаристии ещё и трапеза, которую Христос совершил со Своими учениками, и одновременно предвосхищение того пира, который Господь будет праздновать с искупленными в конце времён. Не мы, люди, совершаем богослужение: Сам Господь созывает нас на богослужение и в нём таинственным образом присутствует.

Преломление хлеба: «Преломление хлеба» было древним иудейским ритуальным жестом на трапезе, который Иисус использовал на Тайной Вечере, чтобы явственно выразить то,что Он предаёт Себя «за нас» (Рим 8, 32). В «преломлении хлеба» ученики узнали Его после Воскресения. Первые христианские общины называют свои Евхаристические собрания «Преломлениями Хлеба».

Евхаристическое собрание: празднование Трапезы Господней – это также собрание «благодарения», в котором Церковь выражает себя видимым образом.

Воспоминание Страстей, Смерти и Воскресения: в совершении Евхаристии община не совершает празднование самой себя, но каждый раз по-новому открывает и празднует присутствие спасительного перехода Христа от страдания и смерти к жизни.

Святая и Божественная Литургия, Святые Тайны: в совершении Евхаристии небесная и земная Церковь соединяются в едином празднике. поскольку евхаристические Дары, в которых присутствует Христос, являются в определённом смысле самым святым, что есть в этом мире, их называют Пресвятыми Дарами.

Святое Причастие: поскольку в Святой Мессе мы соединяемся со Христом и через Него друг с другом, это соединение называют Святым Причастием, или Причащением (латинский эквивалент этого понятия – communio – буквально означает «общение»).

Как построена Святая Месса?

Святая Месса начинается со сбора верных и входа священника и служителей (министранты, чтецы, певчие и др.).

После приветствия следует Обряд покаяния, завершающийся возглашениями Kyrie (Господи, помилуй).

По воскресеньям (кроме периодов Великого поста и Адвента) и праздникам поётся или произносится Gloria (Великое славословие).

Вступительная молитва предваряет одно или два чтения из Нового и Ветхого Завета, в сопровождении Ответного псалма.

Перед Евангелием имеет место возглашение «Аллилуйя». После провозглашения Евангелия священник произносит проповедь.

Кроме того, по воскресеньям и в дни торжеств община исповедует веру, произнося Credo (Символ веры), к которому примыкает Молитва верных.

Вторая часть Святой Мессы начинается с Приготовления даров, которое завершается Молитвой над дарами.

Вершиной Евхаристической Литургии является Евхаристическая молитва, которая предваряется Префацией и возглашением Sanctus (Свят).

И теперь дары хлеба и вина будут преложены в Тело и Кровь Христа.

Евхаристическая молитва завершается славословием, которое подводит к Молитве Господней (Отче наш).

Затем следует молитва о даровании мира, возглашение Agnus Dei (Агнец Божий), Преломление Хлеба и преподание святых Даров верным (Причащение).

Святая Месса завершается размышлением, благодарением, заключительной молитвой и благословением, преподаваемым священником.

Пожертвование

Во время Приготовления даров на алтаре хлеб кладётся на патену (маленькую позолоченную тарелку). Но патена – это также и корзинка для пожертвований, куда каждый, кто желает, может положить деньги, как часть своего труда.

Когда ваши деньги как пожертвование оказываются в корзинке, они не могут быть использованы на какие-либо другие нужды, кроме нужд Церкви. Часть пожертвований идёт на содержание храма и поддержку бедных и больных прихожан, а часть на миссионерскую и благотворительную деятельность.

К дару, связанному с алтарём, относится ещё одно пожертвование – личное пожертвование человека, который заказывает Святую Мессу в избранном им намерении. Пожертвование на Святую Мессу примерно соответствует среднему дневному заработку. Деньгами, которые мы жертвуем на Святую Мессу, священник может свободно располагать.