Рубрики
Актуальное Новости

Почему закрывают кресты в 5-е воскресенье Великого поста?

Зачем сегодня в храмах закрыли все кресты фиолетовой тканью?

В пятое воскресенье Великого Поста закрывают кресты и картины в храме. Фиолетовый цвет материала соответствует литургическому цвету поста. Но почему Церковь прячет крест именно в это время, в котором страсти Христа находят свой высший финал?

Ответ прост: потому что крест уже в ранней церкви воспринимали как символ Воскресения. «В кресте Спасение, в кресте надежда, в кресте есть Жизнь»,- есть такие строчки в молитвах крестного пути. Крест позора стал через Христа знаком победы. По этой причине кресты прячут перед размышляющим, чтобы напомнить ему о Иисусе, добровольно взявшем на себя страдания.

Закрытие креста — это действие, которое направляет наши мысли во время Великого Поста на страдания, страсти Христовы, который на кресте победил смерть и грех, чтобы нам подарить Спасение. Когда Иисус умер на кресте, разорвалась занавесь в храме, так об этом передает Евангелие от Марка 15,38. В страстную пятницу во время Литургии открытия креста, снятие материала свидетельствует радостную Весть: Разделяющий, первородный грех, искуплен через Иисуса Христа, его больше не существует. Смерть и грех побеждены. Путь к Богу стал снова свободным!

Обычай закрывать кресты и иконы пришел к нам из раннего Средневековья. Поначалу он распространялся на весь период Великого Поста, но, начиная с XVII в., это совершается только в последние две недели перед Пасхой. Теологическое же объяснение этого обычая опирается на слова Писания: «Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма…».

❓ Но зачем скрывать образы, призванные возвысить наши сердца и умы к небесам?

✅ Прежде всего, Католическая Церковь использует эти завесы, чтобы предупредить нас об особом времени, в котором мы находимся. Когда мы входим в храм и замечаем, что все покрыто пурпурной тканью (цвет символизирует покаяние), мы сразу понимаем, что что-то изменилось. Эти последние две недели Великого поста должны быть временем непосредственной подготовки к Священному Тридууму, и завесы являются сильным напоминанием о необходимости подготовиться.

Это также связано с тем, что крест в ранней Церкви воспринимался, как символ Воскресения, а еще в средневековье в храмах были распространены кресты, богато украшенные драгоценностями, а сам Христос был представлен в царском облачении и короне. И таким образом в покаянный период Церковь хотела помочь верующим направить мысли на унижения и страдания Христовы.

✅ Во-вторых, завесы фокусируют наше внимание на словах, произносимых на Мессе. Когда мы слушаем повествование о Страстях, наши чувства могут сосредоточиться на поразительных словах из Евангелия и по-настоящему погрузиться в сцены, которые разворачиваются перед нами.

✅ В-третьих, Церковь использует эти вуали, чтобы усилить наше предвкушение Пасхального воскресенья. Ведь они скрывают красивые образы, к которым мы так привыкли, а человеческая природа такова, что когда мы что-то теряем, мы лучше понимаем ценность этого. Именно потому семьям также рекомендуется подражать этой практике и завешивать религиозные изображения в своих домах. Это помогает нам участвовать в литургическом времени, особенно если мы не можем ходить на Мессу в течение недели. В противном случае мы видим завуалированные изображения в храме только один или два раза перед Пасхой, и это оказывает незначительное влияние на нас. Их же отсутствие может рождать в наших сердцах желание поскорее их открыть.

⚠ И в этом вся суть: завесы не предназначены, чтобы оставаться насовсем. Образы должны быть открыты — закрывать их неестественно.

Как написано в Евангелии (Мк 15:38), когда Иисус умер на кресте, разорвалась завеса в храме. И в Страстную пятницу во время Литургии поклонения кресту мы снимаем ткань с распятий. В этот, казалось бы, скорбный момент, нам сообщается радостная весть: Христос на кресте победил смерть и искупил грех, чтобы нам подарить Спасение, и тем самым крест, как символ позора стал символом победы. То же мы слышим в антифоне, который поется в этот момент: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твоё поём и славим: ибо Крестом пришла радость всему миру»

А снятие завес со всех икон перед Пасхальным бдением – это отличное напоминание о нашей жизни на земле. Мы живем в «завуалированном» мире, в изгнании из нашего истинного дома на Небесах. Только через нашу собственную смерть завеса приподнимается, и мы, наконец, можем видеть красоту всего в нашей жизни.

✏ На основе материалов Aleteia

Перевод, адаптация: Катология

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *