1. Имея дар разума, мы глубже познаем истины веры. Дар разума необходим для полноты христианской жизни.
2. Дар разума дан всем христианам, однако его проявление зависит оттого, живем ли мы в благодати и стремимся ли к личному освящению.
3. Необходимость духовного очищения. Дар разума и созерцательная молитва.
Любая страница Священного Писания свидетельствует о том, как Бог любит нас и снисходит к нам, дабы повести нас путем святости. В Ветхом Завете Господь открылся как истинный свет Израиля, не имея которого, народ обречен сбиться с пути и блуждать во тьме. Великие праведники Ветхого Завета постоянно взывают к Яхве, ожидая от Него помощи в трудную минуту. Открой мне путь Твой, – молится Моисей (Исх 33,13), возглавлявший народ на его пути в Землю Обетованную. Не имея четких указаний со стороны Бога, он чувствует себя растерянным. А царь Давид вопиет к Богу: Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить Его всем сердцем. (Пс 119 (118)
Иисус предрекает появление Духа истины, миссией Которого будет наставлять всю Церковь (Ин 16,13). Именно Иисус, посылая Духа Святого, завершил Откровение во всей полноте и подтвердил его Божественным свидетельством (II Ват. Собор, Dei Verbum, 4). Лишь позднее апостолы осознают насколько важен этот дар.
Святой Дух ведет нас от первых проблесков веры ко все более глубокому уразумению Откровения. Он – Дух истины, а истина не может не быть привлекательной для любого человека, в особенности же – для молодых сердец (Иоанн Павел II, Переступить порог надежды). Благодаря дару разума, христианин получает возможность более глубокого проникновения в смысл Богооткровенных истин. Святой Дух просвещает разум и дает ему возможность “видеть” с небывалой отчетливостью. Мы уже давно знаем об этих тайнах, мы много раз слышали эти слова, много раз размышляли о них, однако в определенный момент мы испытываем духовное потрясение. Тогда нам кажется, что до сих пор мы не знали истины. Благодаря помощи, полученной от Святого Духа, христианин обретает большую веру, все является ему в ясном свете, и, просвещаемый свыше, он переживает неописуемую радость, предвкушение вечного блаженства.
Согласно учению Святого Фомы Аквинского, преподавая дар разума, Бог позволяет познавать Себя на земле. Познание Бога доступно тем, кого вдохновляет Утешитель, хотя истины веры по-прежнему остаются тайной.
Чтобы иметь Божественное знание, недостаточен обыкновенный свет веры. Необходимо особое вдохновение Святого Духа, которое приходит к нам по мере того, как мы отвечаем на благодать Божию, очищаем наши сердца и стремимся к святости. Дар разума побуждает нас увидеть многие вещи в ином свете, дать им правильную оценку, прославлять Бога и дарить Его сердечной любовью. Постепенно, по мере того, как душа наполняется любовью, разум просвещается светом Самого Бога и, таким образом, мы становимся участниками самых сокровенных Его тайн.
Нам следует задуматься, стремимся ли мы очистить свою душу и хорошо ли используем в этой связи те возможности, которые предоставляет нам каждая исповедь? Приступаем ли мы к исповеди регулярно? Тщательно ли совершаем испытание совести? Просим ли мы Утешителя помочь нам пробудить в душе чувство глубокого раскаяния, избегать любого греха и всего, что ко греху приводит?
Дар разума позволяет проникнуть в сокровенный смысл Священного Писания и действий благодати. Он делает очевидным присутствие Христа в каждом Таинстве, а особенно – Его сущностное и действительное присутствие в святой Евхаристии. Этот дар лежит в основе своего рода “Божественного инстинкта”, позволяющего находить следы присутствия Бога в мире. Верующий, просвещенный Святым Духом, становится жителем новой вселенной. Тайны Святой Троицы, Воплощения, Искупления, Церкви становятся для него живой и актуальной реальностью, проникающей всю его жизнь. Христианин говорит об этом со своими сослуживцами, друзьями, членами семьи. Его молитва становится простой и глубокой.
Христиане, послушные внушениям Святого Духа, очищают свои души, утверждаются в вере, открывают присутствие Божие во всех сотворенных вещах и в ежедневно происходящих событиях. Наоборот, человек духовно ленивый не способен услышать призыв благодати, нечувствителен к делу Божьему, утратил интуицию веры, не понимает ее требований и связанного с нею утешения.
Дар разума помогает нам находить Бога в ежедневных событиях, приятных и неприятных. Путь к обретению этого дара – личная молитва, во время которой мы размышляем о тайнах веры, духовная брань, проводимая с радостью и любовью, цель которой – быть как можно ближе к Богу, а также способность к глубокому раскаянию, если мы отдалимся от Бога. Здесь нет речи о каком-то чудесном вторжении благодати, предназначенной лишь для исключительных личностей. Дар разума предназначен для всех, кто хочет сохранить верность Господу в повседневных обстоятельствах своей жизни, всех тех, кто освящает и посвящает Богу свои радости и страдания, свою работу и отдых.