1. Характерным результатом этого дара является чувство Богосыновства. Таким образом, мы можем обращаться к Богу, как дети обращаются к заботливому отцу.
2. Детская доверчивость в молитве. Дар благочестия и любовь.
3. Благочестие, касающееся Девы Марии, святых, душ в чистилище и наших родителей.
Чувство Богосыновства, являющееся следствием дара благочестия, побуждает нас обращаться к Богу с нежностью и доверием сына, прибегающего к помощи заботливого отца. При этом к другим людям мы относимся как к братьям – членам одной семьи.
В Ветхом Завете описаны различные проявления дара благочестия. Это и молитвы прославления и умилостивления, с которыми народ обращается к Богу, и восхищение безмерным Божественным величием, и доверительное общение с Отцом, в котором Ему препоручают свои радости, тревоги и ожидания… Всю эту гамму чувств и намерений можно обнаружить в псалмах – этой сокровищнице религиозной поэзии и молитвенного опыта.
Когда же настала полнота времен, Иисус Христос научил нас обращаться к Богу должным образом: Когда молитесь, говорите: Отче наш…(Лк 11,2) В любой житейской ситуации нам следует взывать к Богу с детской доверчивостью: Авва, Отче… В Новом Завете мы неоднократно встречаем арамейское слово авва, с которым еврейские дети обращались к своему отцу. Это слово определяет нашу нравственную позицию и характер наших взаимоотношений с Богом. Бог, в Которого мы верим, – Бог нашей веры не есть некто отдаленный и равнодушно взирающий на людские тревоги, стремления и судьбы. Он есть Отец, Который так возлюбил Своих детей, что послал Слово, вторую Ипостась Пресвятой Троицы, воплотиться, умереть за нас и искупить нас. Он нежно привлекает нас к Себе действием Духа Святого, пребывающего в наших сердцах.
Бог хочет, чтобы мы обращались к Нему с полным доверием, как маленькие дети, целиком и полностью зависящие от родителей. Все наше благочестие является следствием нашего Богосыновства. Святой Дух, посылая нам дар благочестия, учит нас общению с Богом как с Отцом и облегчает такое общение.
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1 Ин 3,1). Создается впечатление, что после слов чтобы нам называться апостол Иоанн сделал долгую паузу. В этот момент он размышлял о безмерной любви, которую даровал нам Отец. Бог не только назвал нас Своими детьми, но и в самом деле сделал нас детьми в полном значении этого слова. Именно это и провозглашает Иоанн: быть детьми Божиими. Апостол приглашает нас к размышлению о том безграничном благе Богосыновства, которое мы получили в Крещении, а также призывает нас сотрудничать со Святым Духом, Которым доверие и нежность изливаются в наши сердца. Это детское доверие, прежде всего, проявляется в молитве, к которой побуждает нас Святой Дух. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8,26). Наша вдохновляемая Святым Духом молитва имеет многообразные формы, столь же разноликие как сама жизнь. Мы можем обратиться к Богу с детской жалобой: Для чего скрываешь лице Твое? (Пс 44 (43),25; или выразить наше стремление к святости: Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной Пс 63 (62),1; и желание единения с Ним: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле Пс 73 (72),25; а также продемонстрировать наше упование на Его милосердие: Ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. Пс 25 (24),5
Христианин, который руководствуется духом благочестия, знает, что Отец наш Бог желает всем Своим детям лишь добра и использует для этого все имеющиеся средства. Счастье, следовательно, достижимо лишь там, где человек стремится узнать, чего от него хочет Бог в каждое мгновенье его жизни, и тут же без промедления воплощает намерения Божии в жизнь. Поручая себя отеческому попечению Божию, мы достигаем мирного расположения духа. Мы знаем, что хотя определенные вещи и события сами по себе являются злом, они, в конечном счете, служат благу тех, кто любит Бога (Рим 8,28). Когда-нибудь Господь покажет, по какой причине нам приходилось страдать от унижений и неудач, финансовых проблем, болезней…
Дар благочестия способствует исполнению христианских обязанностей и облегчает связанные с ними труды. Благодаря ему, мы научаемся видеть в людях – тех, с кем мы живем и ежедневно встречаемся, – детей Божиих, творения, имеющие бесконечную ценность, поскольку Бог любит их безграничной любовью и искупил их Кровью Своего Сына, пролитой на Кресте. Дар благочестия побуждает нас относиться к нашему окружению с величайшим уважением, сочувствовать его проблемам и способствовать удовлетворению его потребностей. Просвещенные Святым Духом, мы начинаем видеть в других людях Самого Христа, Которому мы в их лице оказываем услуги и приходим на помощь: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф 25,40)