Сегодня на основании «Духовного дневника» блаженного Георгия, хотим познакомить вас, дорогие прихожане, с его отношением любви к Церкви.
Чтобы более полно показать отношение Блаженного Георгия Матулевича к Церкви, следует осознать, в каких обстоятельствах и в какой социальной, политической, национальной и религиозной атмосфере он вырос. Это была атмосфера в условиях аннексии* — постоянные межэтнические столкновения, а также освободительные движения и восстания, подавляемые царской Россией.
Эти постоянные трения закалили людей и сделали их чуткими в любви к Отечеству, Церкви и к ценностям самой малой социальной ячейки, которой является семья. Ограниченная в религиозной свободе, эта домашняя церковь явно влияла на жизнь Георгия. Бог закалял его страданиями с детства до самой смерти. Уже, будучи воспитанником семинарии, он отличался праведностью характера, мудростью, простотой, дружеской доброжелательностью и врожденным благочестием, сосредоточенностью духа, глубокой молитвенной жизнью и крепкой верой, которые характеризовали всю его духовную жизнь.
Любовь Блаженного Георгия к Церкви проявлялась в постоянной жажде знаний, чтобы больше и лучше служить другим, давать им то, что Бог позволил ему усвоить через умелое использование каждого мгновения для укрепления связи с Господом. Он призывал своих собратьев поступать так же: «Давайте научимся жить с Богом в душе, будем всегда готовы исполнить то, что Богу больше всего угодно, и душа наша пусть будет погружена в молитву». Он никогда не ограничивал себя служением среди католиков. Его открытое сердце хотело обнять всех людей. Об этом свидетельствует его вселенский дух, выраженный в словах: «Когда любовь Божия проникает и расширяет наше сердце, тогда оно становится таким просторным, что может обнимать и охватывать всех людей, независимо от их состояния и национальности» (Духовный дневник, стр. 31).
Благодаря такому отношению, он пожинал плоды в виде обращения в Католическую Церковь более семи тысяч православных, которых он принял в полное общение с Церковью во время своего епископства, согласно отчёта Святому Престолу и его свидетельству на Евхаристическом Конгрессе в Чикаго в 1926 году.
Церковь благодарна Блаженному Георгию за предотвращение раскола в Литве, которой грозило отторжение от Святого Престола. Он смог объяснить Литовскому правительству необходимость включения Вильнюса в Польское церковное управление, а также необходимость заключения конкордата Государства Литвы со Святым Престолом. Он подготовил проект конкордата, который был заключен уже после его смерти.
Святой Отец Пий XI так говорил о Блаженном Георгии: «Человек Божий, человек истинно святой».
Отец Епископ Хенрик Пшедзецкий свидетельствовал: «Отец Георгий, болевший круглый год, перевязанный, никогда не жаловался; он всегда был доступным, веселым, полным Божьей Благодати; он говорил о Боге, вел к Богу, работал для Бога, хотел, чтобы все были счастливы в Боге».
Антанас Сметона писал: «О нем можно сказать: кто встречался с монахом Георгием — становился лучше».
Образцом для Народа Божия стал человек, жизнь которого была наполнена молитвой, страданием, любовью к людям, пастырской заботой, покорностью Святому Престолу и безграничной любовью к Церкви. В день ингресса в Вильнюсском соборе он сказал:
«По примеру Христа я постараюсь объять всех, стать всем для всех. Я хочу быть для вас отцом и пастырем, последователем Христа. Поле моей деятельности – Царство Христово, воинствующая Церковь. Христос — моя партия».
В другом месте он написал: «Сегодня я действительно могу сказать, что Католическая Церковь — моя единственная Родина и я только ее патриот» (Письмо от 31 марта 1926 г.).
О том, как сильно он любил Церковь, свидетельствуют слова его молитвы: «Дай, Боже, чтобы мы были увлечены одной великой мыслью: трудиться для Церкви, переносить тяготы и страдания, так заботиться о делах Церкви, чтобы страдания, заботы и раны Церкви были нашими заботами, страданиями и ранами сердца; чтобы увлеченные этим единственным желанием, ничего не искали для себя, не ожидали никакого вознаграждения, но жаждали лишь одного — посвятить свою жизнь Богу и Церкви, использовать себя в трудах, скорбях и подвигах за Церковь, чтобы иметь это великое мужество — не бояться никаких препятствий от мира и силы его, но смело идти работать и бороться за Церковь, особенно там, где есть наибольшая нужда, т. е. там, где светские власти преследуют Церковь и монастыри». (Духовный дневник, стр. 24)… «Убоимся только одного , чтобы нам не умереть, не вкусив страданий, скорбей, лишений за Церковь, за спасение душ, за распространение славы Божией. Да направим мы свои помыслы, желания и намерения к тому единому, чтобы везде нести Христа, все проникать Духом Его, везде прославлять имя Святой Церкви» (Духовный дневник, с. 25).
В заботе о Церкви он усиленно подчеркивал единство со Святым Отцом и поощрял любовь к нему:
«Будем всем сердцем любить Святого Отца. Проявим по отношению к нему, как можно большее послушание, будем верны его приказам, распоряжениям, решениям. Будем охранять, насколько сможем и где сможем, его добрую славу, учение и дела, будем пробуждать в сердцах других людей любовь и уважение к Святому Отцу» (Духовный дневник, стр. 102).
Преданные Святой Церкви и послушные Папе Римскому, помолимся о хорошей подготовке к Юбилею 100-летия Конгрегации Служительниц Иисуса в Евхаристии:
Боже, Отче Всемогущий, по Своей великой милости Ты призвал к существованию нашу Конгрегацию и заповедал нам всем сердцем подражать нашему Божественному Спасителю Иисусу Христу, укреплять Его Мистическое Тело — Святую Церковь и посвятить себя распространению славы Божией.
Даруй нам Своего Святого Духа, чтобы мы с достоинством и любовью подготовились к Юбилею 100-летия Конгрегации. Дай нам полноту Твоих милостей и даров. Возроди нашу веру и надежду, сотвори заново наши сердца, чтобы мы могли лучше исполнить цель нашей Конгрегации; с большей любовью изучали, любили и более тщательно соблюдали наш Устав и Руководство.
Дай, чтобы Иисус в Евхаристии постоянно соединял нас с Собой, преображал и укреплял нас в вере и любви. Соделай нас верными Служительницами Иисуса в Евхаристии, чтобы мы, питаемые и укрепляемые Его Телом, могли повсюду нести Евангелие свидетельством собственной жизни.
Блаженный Отец Георгий – молись о нас.