Рубрики
Актуальное бл. Георгий Матулевич

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ В ЖИЗНИ И УЧЕНИИ БЛАЖЕННОГО ГЕОРГИЯ МАТУЛЕВИЧА

Любовь – это самое важное призвание христианина. У нее много имен и она обладает огромной силой преобразовывать жизнь человека, наполнять ее смыслом и делать все лучше. Прежде чем мы рассмотрим, как Блаженный Георгий понимал и проявлял любовь, давайте ответим на вопрос: что такое любовь, и кто мой ближний.

         Я ограничусь самым основным понятием: Любовь — это забота об истинном благе человека. Кто мой ближний? Иисус отвечает на этот вопрос притчей о добром самарянине и хочет сказать нам, что наш ближний всегда тот, кто в нас нуждается, кто стоит на нашем пути, прося нас о помощи. Но наш ближний также тот, кто нам нужен — в смысле сердечной нужды. Наш ближний не кто-то чужой, не кто-то далёкий. Другой человек — это ближний, то есть он твой, он принадлежит тебе. Твой ближний – это близкий тебе человек. Он твой, потому что он дан тебе как дар.

         Блаженный Георгий Матулевич был человеком, открытым на нужды людей. Стараясь удовлетворить их нужды, Он на протяжении всей своей жизни реализовывал любовь к ближнему. Он любил своего ближнего через доверие, оказываемое другим, он мог доверить им свою жизнь, и в то же время он жил так, чтобы другие могли довериться ему. Он старался жить так, чтобы Ему можно было доверять.

         В своем учении Блаженный Георгий уделял большое внимание практике любви к ближнему. На основании его Духовного Дневника (ДД.), Аскетических Конференций и Устава нашей Конгрегации (У.) можно показать, что реализация любви к ближнему выражается, в частности, в:

заботе о спасении других

доброте и вежливости

служении друг другу

терпении и терпимости друг к другу

способности к диалогу и хранению тайны

увещании и духе истины.

         В конференции о любви к ближнему отец Георгий показывает, что источником этой любви является Божья любовь. Мы не можем по-настоящему любить других, не опираясь на Божью любовь. Каждый человек был создан Богом, который есть Любовь, он был создан из любви, и в любви он должен реализовывать свою жизнь. Человеку свойственно любить. Любовь к ближнему является принципом жизни не только на основе акта творения, но она также истекает из посланничества Христовых учеников: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13:35). Отец Георгий включил эту истину также в 10 и 65 пункт нашего Устава, указывая на пример Евхаристического Христа, жизнь апостолов и первой христианской общины.

Наша забота о спасении ближнего, о привлечении его ко Христу должна быть выражением этой любви. Вот почему следует поддерживать других в области совершенствования, в их работе над собой, в формировании характера и личности (ДД. 3, 4, 33, 45). Практика хорошей дружбы может также способствовать добру и взаимопомощи. Это дружба, которая обогащает, возвышает, укрепляет и поддерживает нас на пути к совершенству (У.69).

         Отношение любви — это отношение служения, а служить — значит стать братом другому человеку, стараться помочь ему, быть чутким к его нуждам. Личное отношение отца Георгия было примером реализации разного рода услуг, оказываемых другим. На духовных упражнениях и днях сосредоточения он часто записывал в качестве постановления выполнение небольших услуг. Это показывает, какую большую ценность для личного освящения видел о. Георгий в служении другим (ДД. 83, 84). Он также отмечал во многих конференциях, что взаимное оказание услуг и разного рода помощи создает узы дружбы, связывает и сплачивает, строит духовное единство (У.70).

         Еще одним аспектом любви к ближнему является наше отношение к нему. Речь идет о наших словах и взглядах. Отец Георгий, общаясь с ближними прекрасно осознавал важность культуры речи и умения вести беседу. Поэтому он обращает внимание на то, чтобы в диалоге постараться понять собеседника, прочувствовать, что он хочет сказать, чем хочет поделиться. Также необходимо научиться уважению к сказанному слову. Если мы хотим, чтобы наше слово имело значение, а другие уважали нашу личную культуру и зрелую человечность, мы должны бороться с грехами неконтролируемого языка. Умерщвление языка, осторожность и избегание сплетен будут способствовать укреплению доверия и братства. Каждый разговор должен побуждать к добру (ДД. 85). Особое место для практики любви к ближнему через слово занимает совместная рекреация, где общение должно приносить радость, назидание и доброжелательность (У.85).

         Следующей формой любви к ближнему является отношение уважения, восхищения и признания достоинства другого человека, которое рождается в сердце через желание ему добра. Отец Георгий видел в каждом человеке великое достоинство чада Божия — мы, глядя друг на друга, должны также видеть Служительниц Господних. Пункт 71 Устава уделяет особое внимание дару уважения. Ежедневное «трение» друг с другом приводит к тому, что этот великий дар взаимного уважения стирается, поэтому Отец Георгий подчеркивает необходимость постоянного развития и поддерживания уважительных отношений.

По словам Отца Георгия, любовь к ближнему означает также доброту и доброжелательность в отношениях с другими (ДД. 59). Практика этого должна проявляться в повседневных мелких жестах улыбки, доброго слова, подбадривания, понимания (У.66).

         Выражением любви к ближнему является также умение сносить его недостатки и несовершенства. Первый шаг к этой задаче – сердечно принимать других людей, то есть смотреть на них через призму добра. Не бывает человеческой жизни без проблем, без нервов, без стрессов, вызванных разнообразием характеров и слабостей. У каждого есть в чем себя винить, и мы должны осознавать, что, возможно, другим с нами трудно, поэтому Отец Георгий рекомендует постоянно практиковать прощение.

         Любовь должна основываться на истине. Отец Георгий очень сильно подчеркивает, что нельзя любить ближнего и в то же время с поблажкой относится к его ошибкам, оправдывать неправильные отношения, потому что это противоречит любви, которая служит благу другого. Использование увещеваний должно быть уважительным и нежным, чтобы не причинить боль или обескуражить увещеванием (ДД. 64). Во многих конференциях он подчеркивал, что отсутствие реакции на зло в другом человеке, равнодушие к заблуждениям ближнего не имеет ничего общего с любовью, и можно тогда спросить себя, есть ли во мне любовь.

Говоря на тему любви к ближнему, Отец Георгий часто подчеркивает, что для того, чтобы любовь к ближнему осуществилась, чтобы пылким сердцем можно было охватить каждого, необходимо постоянно отказываться от эгоизма, себялюбия и больше погружаться в любовь Христову. Сердце, наполненное Богом, может раскрыться для ближнего (ДД. 31). Практика милосердия включает жертву, самоотречение и принятие креста. Устав в пунктах 7 и 9 указывает нам, что жертва является неотъемлемым элементом Евхаристии и должна характеризовать нашу жизнь. Жертва всегда приносит плоды. Каждая наша жертва, каждое самоотречение, преодоление своего эгоизма и выход навстречу ближнему не останутся бесплодными.

         Завершая этот взгляд на любовь к ближнему в духе Отца Георгия, стоит отметить, что любовь требует постоянства, регулярности. Не любит тот, кто улыбнется, сделает добро один раз, ведь любовь – это не разовый жест, а постоянная готовность протянуть руку ближнему. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с другим человеком, и это призыв любить его, ведь то, как я отношусь к другому человеку, является свидетельством моей веры и любви к Богу.

По заступничеству нашего Отца Основателя помолимся о хорошей подготовке к Юбилею 100-летия Конгрегации Сестер Служительниц Иисуса в Евхаристии

Боже, Отче Всемогущий, по Своей великой милости Ты призвал к существованию нашу Конгрегацию и заповедал нам всем сердцем подражать нашему Божественному Спасителю Иисусу Христу, укреплять Его Мистическое Тело — Святую Церковь и посвятить себя распространению славы Божией.

         Даруй нам Своего Святого Духа, чтобы мы с достоинством и любовью подготовились к Юбилею 100-летия Конгрегации. Дай нам полноту Твоих милостей и даров. Возроди нашу веру и надежду, сотвори заново наши сердца, чтобы мы могли лучше исполнить цель нашей Конгрегации; с большей любовью изучали, любили и более тщательно соблюдали наш Устав и Руководство.

         Дай, чтобы Иисус в Евхаристии постоянно соединял нас с Собой, преображал и укреплял нас в вере и любви. Соделай нас верными Служительницами Иисуса в Евхаристии, чтобы мы, питаемые и укрепляемые Его Телом, могли повсюду нести Евангелие свидетельством собственной жизни.       

Блаженный Отец Георгий – молись о нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *