Сегодня на основании «Духовного дневника» Блаженного Георгия, хотим ознакомить вас, дорогие прихожане, с ролью заступнической молитвы в служении нашего Основателя.
Молитва в жизни Блаженного Георгия Матулевича играла основополагающую роль. Сам Блаженный говорил о важности молитвы, что она нужна для спасения не меньше, чем благодать. Если нет молитвы, нет благодати, а без благодати не будет спасения. Молитва — это личная и доверительная беседа с Богом, это дар, который Бог дает тем, кто просит, и тем, кто прилагает усилия, чтобы войти во внутренний разговор с Богом; поскольку, как учит блаженный Георгий Матулевич: «лучшая школа молитвы – это сама молитва». Он описывает ее как детские отношения человека с Богом Отцом через Христа в Святом Духе. Человек может через молитву пожертвовать Богу дар чистого сердца. Молитва приближает человека к Богу и тем самым к его конечной цели — вечной жизни, единению с Богом.
(…) Это средство сопротивления искушению и средство, на котором должно основываться наше доверие к Богу. Человек поклоняется Богу через молитву, особенно через молитву хвалы и благодарения. Молитва является средством для испрашивания у Бога многих милостей, одним из которых является ходатайственная молитва, которую блаженный Георгий называет «молитвой за ближнего». «Благодаря такой молитве совершались великие победы христианства, например, молитва св. Стефана, который вымолил обращение Савла». По словам блаженного Георгия, молитва сближает людей с Богом и друг с другом. Молитва объединяет людей, становясь местом, где собираются усопшие. Сила ходатайственной молитвы выходит за пределы апостольского слова, потому что она не достигает человека извне, а стекает внутрь человека, в виде благодати, нисходящей непосредственно от престола Божия, к которому восходит просящий. Через молитву человек осознает, что зависит от Бога, а все люди — братья. Посредством молитвы христианин исполняет свой долг перед ближними. И тогда Бог благословляет. Итак, молитва является фактором, объединяющим людей друг с другом, делающим их сердца открытыми на нужды других, а Святой Дух побуждает их к настойчивой и жертвенной заступнической молитве. Молитва — это средство, с помощью которого человек получает милости для себя и других, средство для получения всех милостей от Бога (…).
Имея это убеждение, Блаженный Георгий Матулевич сам ходатайствовал перед Богом в различных нуждах, просил и побуждал к этому других. В его молитвах можно заметить некоторые основные темы и развитие в зависимости от периода, в который они возникли. Первый период – это время его работы в Духовной академии в Петербурге (1909-1911), время образования обновленной Конгрегации отцов Марианов.
В этот период преобладают молитвы, в которых он просит о благодати для самого себя.
В них он просит о дарах духовных: о постоянстве и душевном покое в борьбе со злым духом и миром, о Святом Духе, о огне любви, о духе усердия, о духе покаяния, о духовном укреплении, (…), об усердии, изобретательности, мудрости и праведности сердца, о отваге и мужестве, о прощении грехов, о взгляде с высот вечности, о разрыве связи с землей, о единении с волей Божией. Просит он и о внешних дарах для служения в Церкви: о лишениях, бедности и унижении ради Христа: «Боже, дай мне еще больше работать, трудиться, и страдать ради Тебя и Твоей Церкви»; чтобы я был в Церкви как тряпка, орудие, удобрение: «Господи, если мне можно просить, сделай так, чтобы в Твоей Церкви я был как тряпка, которой все вытирают, а использовав, бросают в какой-нибудь дальний темный угол». «Боже, сделай так, чтобы я был использован как навоз в Твоем винограднике, на Твоей ниве, лишь бы только жниво было лучше и плод был богаче»; о духе апостольства «Дай нам, Господи, апостольского духа, духа истинной ревности, объемлющей все души!»
Из этого периода исходят также молитвы о Конгрегации: к Богу Отцу: «Собери нас, Господи Боже наш, от всех племен, языков и народов, да прославим Твое святое имя (…)»; к Богородице «О Матерь наша, прими наш Орден под Свое могущественное покровительство, прими нас недостойных, если не ради заслуг – ведь мы духовно нищие — то хотя бы ради Твоего имени, которое мы носим»; к св. Иосифу: «Святой Иосиф, покровитель Церкви, обрати Твой милостивый взор на наше небольшое семейство, воспитывай и опекай нас так, как Ты опекал Святое Семейство в Назарете (…)».
Второй период, в котором мы наблюдаем отчетливое развитие заступнической молитвы в жизни Блаженного Георгия Матулевича — это период его трудного епископского служения в Вильнюсе в 1918-1925 годах. Его молитвы в этот период носят совершенно иной характер. В них он просит за всю Церковь, за священников, за верующих епархии, в намерениях конкретных нужд многих людей; например, об исцелении от тяжкой болезни: «(…), Боже, дай ему исцелится.» В это время он молится о духовном исцелении священников: «(…) Ты Сам, Господи, измени и исцели дух некоторых священников, зараженный ядом нездорового национализма и политики»; о спасении от войн: «Боже, о Боже, сохрани нас от новых войн и бойни»; об опеке над своей паствой: «Пресвятая и Непорочная Богородица, сияющая нам из Острой Брамы, Ты защищаешь нас и заботишься о нас – Тебе я вверяю себя и свою паству. Соделай, чтобы окончилась война, и наступил мир. Чтобы исчезла ненависть и воцарилась всеобщая любовь. Примири нас с Твоим Сыном, чтобы мы все могли славить Тебя на Небесах. Аминь.»
В своей обширной переписке с сестрой Вандой Еуте он также просит молиться в различных нуждах, например: «Пожалуйста, не забывайте о нас в своих молитвах». «Да даст нам Бог здесь мира, согласия и единства. Молись об этом, дитя мое.» «Я так уповаю на помощь и заботу Непорочной Матери Божией, пожалуйста, поручите меня Ее Сердцу и Сердцу Иисуса, которое так много страдало за нас и так нас возлюбило». «Я поручаю себя вашим молитвам, и благословляю вас от всего сердца». «Молитесь, чтобы Бог помог мне найти подходящий уголок и устроить монастарский дом (…)». В своих письмах он также уверяет в своих молитвах: «В молитвах помню больную сестру». «Я молюсь за всех вас и молюсь за себя, чтобы, показывая другим пути Божьи, сам не погиб, но более верно служил Иисусу и Его Церкви».
Как видно из вышеизложенного, блаженный Георгий Матулевич был убежден в великой роли заступнической молитвы в жизни каждого человека. Для молитвы не нужно особых усилий, и каждый способен ее совершать. (…). Заступническая молитва учит нас также чуткости к человеческим нуждам и всегда под рукой.
ОСНОВЫВАЯ КОНГРЕГАЦИЮ СЕСТР ИИСУСА В ЕВХАРИСТИИ, БЛАЖЕННЫЙ ГЕОРГИЙ ИМЕЛ ВВИДУ, ЧТО СЕСТРЫ В СВОИХ МОЛИТВАХ БУДУТ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ О НУЖДАХ ВСЕЙ ЦЕРКВИ. ОН САМ ТАКЖЕ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ НАДЕЯЛСЯ НА ИХ МОЛИТВЫ.
Наш Устав рекомендует нам «совершенствовать в своей жизни дух молитвы и саму молитву.» (п. 45), более того, он подчеркивает, что совместное пребывание на молитве является приношением себя в «жертву живую, святую и богоугодную Богу» (п. 44). Особам местом заступнической молитвы является поклонение Пресвятым Дарам, во время которого сестры должны представить Богу «дела Церкви, Конгрегации и всего рода человеческого» (п. 49). Кульминацией этой молитвы является сознательное и полное участие в Евхаристической Жертве (п. 50). Поэтому попросим блаженного Георгия Матулевича научить нас (…) заступнической молитве, чтобы мы могли исполнить свою миссию в Церкви и в мире.
По заступничеству нашего Отца Основателя помолимся о хорошей подготовке к Юбилею 100-летия Конгрегации Сестер Служительниц Иисуса в Евхаристии
Боже, Отче Всемогущий, по Своей великой милости Ты призвал к существованию нашу Конгрегацию и заповедал нам всем сердцем подражать нашему Божественному Спасителю Иисусу Христу, укреплять Его Мистическое Тело — Святую Церковь и посвятить себя распространению славы Божией.
Даруй нам Своего Святого Духа, чтобы мы с достоинством и любовью подготовились к Юбилею 100-летия Конгрегации. Дай нам полноту Твоих милостей и даров. Возроди нашу веру и надежду, сотвори заново наши сердца, чтобы мы могли лучше исполнить цель нашей Конгрегации; с большей любовью изучали, любили и более тщательно соблюдали наш Устав и Руководство.
Дай, чтобы Иисус в Евхаристии постоянно соединял нас с Собой, преображал и укреплял нас в вере и любви. Соделай нас верными Служительницами Иисуса в Евхаристии, чтобы мы, питаемые и укрепляемые Его Телом, могли повсюду нести Евангелие свидетельством собственной жизни.
Блаженный Отец Георгий – молись о нас.