Иисус Христос обнищал ради вас (ср. 2 Кор 8, 9)
«Иисус Христос… обнищал ради вас» (ср. 2 Кор 8, 9). С такими словами апостол Павел обращается к первым христианам Коринфа, обосновывая тем самым их долг проявить солидарность с нуждающимися братьями. Всемирный день бедных и в этом году служит здравой провокацией для нас, чтобы мы задумались над собственным образом жизни и над масштабами бедности на данный момент.
Солидарность состоит именно в том, чтобы делиться тем немногим, что у нас есть, с не имеющими ничего, дабы не страдал никто. Чем больше растет чувство общности и общения как образа жизни, тем крепче становится солидарность.
… Перед бедными не упражняются в красноречии, а закатывают рукава и претворяют в жизнь свою веру путем прямого личного участия, которое нельзя перепоручить кому-то другому.
…. Нужно прилагать усилия к тому, чтобы каждый получал необходимое. Поможет нам не активизм, а искреннее и великодушное внимание, позволяющее подойти к бедному как к брату, который протягивает руку, чтобы вырвать меня из оцепенения, в которое я впал.
Необходимо безотлагательно найти новые пути, которые могли бы повести за рамки установок социальной политики, «понимаемой как политика в отношении бедных, но никак не с бедными, никак не бедных и тем более не часть единого проекта объединения народов» (Окружное послание “Fretelli tutti”, 169).
… Павел хочет подтвердить то, что Тот Сам проповедовал, а именно, что истинное богатство состоит не в накоплении «сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф 6, 19), а во взаимной любви, которая побуждает нас носить бремена друг друга, чтобы никто не оказался брошен или исключен. … Учение Иисуса указывает путь и помогает нам понять, что есть унижающая и убивающая бедность, но есть и другая бедность, которая освобождает и дает покой.
Убивающая бедность – это нищета, дочь несправедливости, эксплуатации, насилия и несправедливого распределения ресурсов. Это обреченная бедность, лишенная будущего, поскольку порожденная культурой отмены, не дающей ни перспектив, ни выхода.
А освобождающая бедность – это наш осознанный выбор, который мы делаем, чтобы сбросить балласт и нацелиться на главное. Действительно, можно легко заметить ту неудовлетворенность, которую испытывают многие, чувствуя, что им недостает чего-то важного, и они ищут этого, как бродяги, не видящие цели своих скитаний. И в этом поиске того, что могло бы утолить их жажду, им нужно обратиться к малым, слабым и бедным, чтобы, наконец, понять, в чем они действительно нуждаются. Встреча с бедностью позволяет избавиться от стольких несущественных тревог и страхов, чтобы найти то, что по-настоящему важно в этой жизни и чего никто не сможет у нас отнять: истинную и бескорыстную любовь. Ведь, на самом деле, бедные – это, в первую очередь, субъекты, помогающие нам освободиться из сетей беспокойства и поверхностности, и лишь потом объекты нашей милостыни.
… Богатство Иисуса – это Его любовь, открытая для всех и всем идущая навстречу, особенно тем, кто оказался на обочине и не имеет самого необходимого. Из любви Он совлекся Себя и облекся в человеческое естество. Из любви Он соделался послушным рабом и даже умер, причем умер на кресте (ср. Флп 2, 6-8). Из любви Он стал «хлебом жизни» (Ин 6, 35), чтобы каждый получал необходимое и мог найти пищу, питающую для жизни вечной.
Нынешний VI Всемирный день бедных пусть станет благодатным поводом для того, чтобы мы испытали свою личную и общинную совесть и спросили себя, является ли бедность Иисуса Христа нашей верной спутницей в этой жизни.
Рим, у св. Иоанна на Латеране, 13 июня 2022 г., в память св. Антония Падуанского. Франциск
Полный текст послания по ссылке: https://www.credonews.org/index.php/142-stati/dokumenty-tserkvi/poslaniya/5956-poslanie-svyatogo-ottsa-frantsiska-vi-vsemirnyj-den-bednykh-2022