Рубрики
Актуальное Новости

Богослужение Крестного пути: история и значение


Крестный путь – это характерное для Великого поста богослужение, древняя благочестивая практика, очень любимая и переживаемая многими верующими, не просто собирающая миллионы человек, но действительно завоевывающая их сердца. Эта практика, сохранившаяся на христианском Западе, характерна для традиции именно Католической Церкви, но также весьма распространена и среди англикан. В этой статье мы остановимся на истории становления этой традиции, на том, как выглядит Крестный путь, и рассмотрим ряд моментов, связанных с этим богослужением.
 
Прежде всего, надо начать с того, к чему восходит эта благочестивая практика, то есть, с евангельской истории. В том, что касается народного благочестия, очень много обрядов и традиций принято связывать с Пресвятой Богородицей. Так, считается, что у истоков Крестного пути стоит Матерь Божия, Которая после Страстей Христовых, после Его Воскресения ходила по Иерусалиму, по местам страданий Своего Сына. Но большинство исследователей склоняется к тому, что эта традиция сформировалась позже. Хотя нельзя отрицать, что в Иерусалиме уже первые христиане почитали святые места, связанные со Страстями Господа Иисуса, держали их в памяти, охотно показывали своим единоверцам и ходили по ним сами. С этим почитанием связан также факт обретения Святого Креста Господня. Важно то, что традиция почитания мест, связанных со Страстями Господними, была жива в Иерусалиме. И верующие продолжали всей общиной вспоминать и переживать один раз в год, в Страстную Пятницу, страдания Господа нашего Иисуса Христа. Ходили по этим местам, с плачем вознося молитвы. На Пасху прибывали паломники. Одно из древнейших свидетельств такого паломничества оставила нам Эгерия. Она очень подробно описывает в дошедшем до нас письме, датируемом 381-384 гг., свое путешествие, паломничество, все обряды и традиции, которые были характерны для Иерусалима. И там мы можем найти описание практики, имеющей много общего с Крестным путем. Паломников со временем становилось больше, особенно почитание Страстей Христовых и количество паломников в Иерусалиме увеличилось к концу XI – началу XII вв. после завоевания Гроба Господня крестоносцами. И люди старались найти святые места, пройти по ним и максимально точно зафиксировать.
 
Однако традиции были разные, и какой-то четкой организации или литургического обустройства такого всенародного почитания не было. Лишь в 1294 г. паломник-доминиканец Рикольдо да Монтекроче описывает свое паломничество ко Гробу Господню и говорит, что он совершил его по тому пути, по которому восшел Христос, неся крест. В этом описании он представляет различные моменты своего пути, в котором подражает Иисусу Христу и называет это stationes, «стояниями». В частности, такими стояниями отмечались места, где Иисус был приговорен к смерти, встретился с плачущими женщинами, где Симона Киринеянина заставили помочь Иисусу нести крест, и другие описанные в Евангелии события, о которых сохранилась память вплоть до смерти Иисуса на кресте.
 
В середине XIV века происходит очень важное событие в жизни Святой Земли – туда прибывают францисканцы, которым вверяется духовное попечение над местами Страстей Господних в Иерусалиме. И тогда все начинает оформляться. Больше фиксируются места стояний. Первоначальная традиция однозначна – для того, чтобы пройти Крестным путем, нужно отправиться в Иерусалим и там физически, своими ногами пройти по следам Спасителя. Францисканцы отличались человечностью и отзывчивостью к людским нуждам. Они понимали, что далеко не всем по силам такое паломничество в Святую Землю и осуществление этого духовного подвига хотя бы один раз в жизни. Для тех людей, которые почитали Страсти Христовы, но не могли отправиться в Иерусалим или повторно совершить паломничество в Святую Землю, монахи старались организовать в духовном единении такие Крестные пути, прежде всего там, где рельеф местности напоминал Иерусалим, и монахи вместе с верующими сами переживали эти события.
 
Возникает не только традиция такого хождения, этой благочестивой практики, но также и традиция обозначать эти места часовенками либо какими-то изображениями. А затем практика идет дальше. Мы видим, что эти стояния, отмечаемые барельефами или даже просто крестами, все чаще появляются в храмах. Так что на сегодняшний день почти обязательным атрибутом любого храма является Крестный путь.
 
Сначала складываются двенадцать стояний Крестного пути. Такой первый Крестный путь, состоящий из двенадцати стояний, мы находим в XVI веке в Голландии. И лишь позже, в XVII веке, добавляются еще два стояния, связанные со Снятием с Креста и с Погребением Иисуса, и Крестный Путь приобретает ту форму, которую мы сегодня называем традиционной. Эта благочестивая практика получила очень широкое распространение, так что Папам приходилось даже немного вмешиваться в этот процесс, и не то, чтобы «притормаживать», но несколько упорядочивать его.
 
Говоря о распространении традиции богослужения Крестного пути, мы не можем не вспомнить святого Леонарда Порто-Маурицкого, который только в Италии в свое время установил 572 Крестных пути. С такой практикой связывались также духовные блага, которые верующие получали, потому что Папы данной им властью подтверждали, что тот, кто благочестиво и должным образом совершает такой Крестный путь, получает те же самые духовые блага, что и человек, который отправился в Святую землю и прошел именно по пути.
 
Если посетить так называемые кальварии (Calvaria, лат. – Голгофа), то можно увидеть не только традиционные четырнадцать стояний, но также различные пути, дорожки, тропинки скорбящей Богородицы, там может быть не четырнадцать стояний, и они могут быть установлены не в привычном для нас порядке. Это свидетельствует о том, что в этих местах народное творчество и почитание было живо, развивалось и отражало те настроения и те акценты, которые были характерны для данной местности, для данного круга верующих в какой-то из периодов времени.
 
В том, что касается традиционных стояний, важно отметить, что в них переплетаются и евангельская история, и традиция, христианское предание.
 
Причем интересно, что в Крестном пути отражена не вся евангельская история. В то же время есть моменты, которые в Евангелии не описываются, но присутствуют в этих стояниях. Стояний, опирающихся на евангельские тексты, всего девять. Пять стояний никак в Евангелии не отражены. Это три падения Иисуса Христа, Вероника и встреча с Пресвятой Богородицей. В последние несколько десятилетий на это начали обращать более пристальное внимание. Следствием стремления более полно отразить евангельские события стал так называемый библейский Крестный путь.


Этот вид духовных упражнений, нашего благочестия, несмотря на возраст, отнюдь не устаревает. Изданное в 2002 году Руководство по народному благочестию и литургии очень большое значение придает Крестному пути и говорит о его благодатности и полезности. Не только потому, что мы вспоминаем, сопереживаем Христу, осознаем масштаб Его жертвы, и наши сердца становятся добрее, чище и так далее. Участие в богослужении Крестного пути помогает нам воспринять нашу жизнь именно как путь, на котором мы призваны следовать за Христом. Помогает нам понять тайну Креста и тайну страдания. И помогает нам ощутить себя в ситуации учеников Христовых, к которым обращен призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). То есть переживать все эти тайны в нашей жизни и, конечно, получать обильные духовные плоды, чего я всем от всего сердца желаю во время этого Великого поста.

Читайте подробности на сайте Сибирской католической газеты ©sib-catholic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *