Рубрики
Актуальное Новости

Седьмой Дар Святого Духа — Дар Страха Божия

1. Святой страх Божий и “страх наемника”. Духовные плоды этого дара.

2. Страх Божий и стремление избегать всякого греха.

3. Связь этого дара с добродетелями смирения и самообладания. Душевная чуткость и чувство вины за совершенный грех.

Святая Тереза Авильская как-то сказала, что перед лицом многочисленных искушений и испытаний, которым мы постоянно подвергаемся, Господь дал нам двойное противоядие “любви и страха”. Любовь позволяет нам идти быстрее, а страх побуждает внимательно смотреть, куда мы ставим стопу, чтобы не упасть.

Однако отнюдь не всякий страх хорош. Существует “мирской страх”, свойственный тем, кто опасается, прежде всего, физического зла или социальных потрясений, которые могут его коснуться. Такие люди стремятся во что бы то ни стало избежать неприятностей в земной жизни. Они даже готовы отречься от Христа и Его Церкви, если только почувствуют, что верность принципам христианства может стать причиной неприятностей. Такого рода страх и сопутствующие ему “соображения благоразумия” являются источником бесчисленных капитуляций в большом и малом и причиной самой неверности.

Совершенно иной характер имеет так называемый “страх наемника”, побуждающий избегать греха, дабы не попасть в ад, или еще по каким-либо религиозным мотивам. Этот страх следует признать благотворным, поскольку он может помочь сделать первый шаг к обращению людям, далеким от Бога. Для них он может стать началом любви. Конечно же, он не может доминировать в душе настоящего христианина, но в некоторых случаях может защитить от искушений зла.

Однако же, боящийся несовершен в любви (1 Ин 4,18). Человек был сотворен для любви и должен руководствоваться, прежде всего, любовью. Святой страх Божий – это дар Духа Святого. Этим даром, в числе прочих, располагал и Иисус Христос в Своем человеческом естестве. Он был присущ и Пресвятой Деве Марии, и всем святым. Он свойственен даже душам тех, кто уже вкушает блаженство на небесах. Именно страх Божий побуждает их непрестанно восхвалять Пресвятую Троицу. Святой Фома Аквинский утверждал, что этот дар является прямым следствием и внешним выражением дара премудрости.

Это чувство подобно чувству маленького ребенка, который знает, что отец заботится о нем и больше всего на свете не хочет его огорчать. Страх Божий имеет двоякого рода следствия. Во-первых, он производит безмерное почтение к величию Божию, глубочайшее ощущение Его святости и безграничное упование на Его благость. Именно такое расположение, в высшей мере свойственное Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии, следует признать главным плодом страха Божия. Благодаря ему человек познает свое ничтожество перед лицом Бога.

Еще одно проявление этого дара – глубокое отвращение ко греху и готовность к сердечному сокрушению, если грехопадение все же случится. В свете веры и при содействии иных духовных даров человек хотя бы отчасти познает трансцендентный характер Божественного бытия и ту пропасть, которая разверзлась между Богом и человеком вследствие греха.

Дар страха Божия помогает нам понять, что грех является причиной морального зла, началом социального разделения]. Он вызывает в нас отвращение и к повседневным грехам, особенно если они совершаются добровольно, побуждает нас энергично противодействовать начальным проявлениям равнодушия, небрежности и своекорыстия.

Любовь и страх. Этот багаж следует взять с собой, когда мы отправляемся на поиски святости. Когда любовь изгоняет страх, сам страх становится любовью, – сказал когда-то Святой Григорий Нисский. А Святая Фаустина Ковальская писала, что страх наемника весьма отличается от почтительного страха. Почтительный страх рождается из духа любви и познания величия Божия. Он приносит душе ни с чем не сравнимую радость. Человек содрогается при малейшей мысли о том, что он может оскорбить Бога, но это не лишает его блаженства. Где первенствует любовь, там все есть благо.

Нам следует пробудить в своей душе страх, подобный страху ребенка, который любит своего отца всем своим существом и ни за что на свете не хочет с ним расстаться. Тогда мы сможем осознать как размеры дистанции, отделяющей нас от Бога, так и достоинство чад Божиих, которое нам присуще. Имея страх Божий, мы приходим к Богу с безграничным доверием, а одновременно – с почтением и трепетом. Напротив, утрачивая святой страх Божий, мы теряем и ощущение греха. В этом случае в нашу душу закрадываются духовная леность и равнодушие. Мы уже не восторгаемся мощью и величием Божиим, не почитаем Его должным образом. Мы никогда не приблизимся к духовной реальности, если не будем принимать во внимание трансцендентный характер бытия Божия. Единственный путь, ведущий к Богу, предполагает в качестве условия преклонение перед Божественным (что возможно при помощи благодати, пробуждающей в нас любовь и смирение) и искоренение всякого греха. Душою и сердцем мы должны чувствовать ужас перед грехом смертным. Также необходимо воспитать в себе естественную ненависть к мелким, но сознательно совершаемым грехам – к тем незначительным отклонениям от истинного пути, которые хоть и не лишают нас благодати Божией, но все же ослабляют нити, связующие нас с Господом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *