Рубрики
Актуальное Новости

Послание Папы Франциска на Всемирный день миссий 2022 г.

Всемирный день миссии — это день миссионерской солидарности во всей вселенской Церкви. Он привлекает всех католиков к сотрудничеству в деле распространения Евангелия среди всех народов.

Дорогие братья и сестры!

Это слова последней беседы воскресшего Иисуса с учениками перед Его вознесением на небо, описанные в Деяниях Апостолов: «Когда сойдет на вас Дух Святый, вы примете силу Его и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и до концов земли» (1, 8). Это также тема Всемирного дня миссии 2022 года, который, как всегда, помогает нам жить тем фактом, что Церковь является миссионерской по своей природе. В этом году это дает нам возможность отметить несколько важных годовщин в жизни и миссии Церкви: 400-летие создания  Конгрегации Пропаганды веры  — сегодня это Конгрегация Евангелизации народов — и 200-летие работы по распространению веры, которой вместе с Миссией Детей и Делом св. Апостола Петра сто лет назад было присвоено название «папским».

Подумайте об этих трех ключевых фразах, которые резюмируют три основы жизни и миссии учеников: «Вы будете мне свидетелями», «до края земли» и «вы примете силу Святого Духа».

1.  «Вы будете мне свидетелями» — призыв всех христиан свидетельствовать о Христе.

Это центральный пункт, суть учения Иисуса своим ученикам об их миссии в мире. Все ученики будут свидетелями Иисуса через Святого Духа, которого они получат — они будут утверждены в этом качестве по благодати. Куда бы они ни пошли, где бы они ни были. Как Христос является первенцем, то есть миссионером Отца (ср.  Ин 20,  21) и Его «верным свидетелем» (ср. Откр 1, 5), так и каждый христианин призван быть миссионером и свидетелем Христос. И Церковь, будучи сообществом учеников Христовых, не имеет иной миссии, кроме как евангелизировать мир, свидетельствуя о Христе. Идентичность Церкви заключается в евангелизации.

Более глубокое прочтение всего текста в целом объясняет некоторые аспекты, которые всегда имеют отношение к миссии, возложенной Христом на Своих учеников: «Вы будете Мне свидетелями». Множественное число подчеркивает  общинно-церковный  характер  миссионерского призвания учеников. Каждый крещеный человек призван к миссии в Церкви и из наказа Церкви — поэтому миссия совершается вместе, а не индивидуально, в общении с церковной общиной, а не по собственной инициативе. И даже если кто-то в той или иной ситуации выполняет миссию евангелизации самостоятельно, он выполняет ее и всегда должен осуществлять ее в общении с Церковью, которая его послала. Как учил св. Павел VI в апостольском  увещании Evangelii Nuntiandi, документе, который очень близок моему сердцу: «Дело евангелизации не является чьим-то личным и одиночным делом, но полностью принадлежит церкви. Поэтому, когда даже самый обычный проповедник, катехизатор или пастор в самой отдалённой стране возвещает Евангелие, собирает свою маленькую общину, совершает Таинства, даже если он один, он совершает акт Церкви (церковное дело), и дело его, вероятно, связано с евангелизационной деятельности всей Церкви не только «учрежденческими» узами, но и невидимыми узами и скрытым укоренением в небесной благодати» (п. 60). Ведь Господь Иисус не случайно посылал Своих учеников на миссию по двое. Свидетельство христиан о Христе носит прежде всего общинный характер. Отсюда вытекает решающее значение присутствия общины, какой бы маленькой она ни была, для выполнения своей миссии.

Во-вторых, ученики призваны жить своей  личной жизнью в ключе миссии  — они посланы Иисусом в мир не только для  выполнения  миссии, но прежде всего для того, чтобы  жить  той миссией, которая им доверена; не только  свидетельствовать, но прежде всего быть  свидетелями Христа. Как трогательно говорит апостол Павел: «Мы непрестанно носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2 Кор 4, 10). Суть миссии в том, чтобы свидетельствовать о Христе, то есть о Его жизни, страстях, смерти и воскресении ради Его любви к Отцу и роду человеческому. Не случайно апостолы искали преемника Иуды среди тех, кто, как и они, были свидетелями его воскресения (ср. Деян 1,22). Это Христос, и это воскресший Христос, о Котором мы должны свидетельствовать и жизнью Которого мы должны делиться. Миссионеры Христа посылают не для того, чтобы выставлять себя напоказ, демонстрируя свои качества, силу убеждения или лидерские качества. Напротив, они имеют высшую честь приносить Христа словом и делом, возвещая всем Благую Весть о Его спасении с радостью и искренностью, подобно первым апостолам.

Поэтому, в конечном счете, истинным свидетелем является «мученик», тот, кто отдает свою жизнь за Христа, отвечая взаимностью на дар, которым Он сделал Себя для нас. «Первой мотивацией для евангелизации является любовь Иисуса, которую мы получили, опыт спасения Им, который побуждает нас любить Его еще больше» ( Evangelii Gaudium , 264).

Наконец, замечание св. Павел VI о христианском свидетельстве постоянно актуально: «Человек нашего времени охотнее слушает свидетелей, чем учителей; а если он слушает учителей, то только потому, что они свидетели» ( Evangelii nuntiandi , 41). Поэтому основополагающим для передачи веры является свидетельство о евангельской жизни христиан. С другой стороны, задача провозглашения Его личности и Его послания остается столь же необходимой. Более того, сам Павел VI продолжает: «Да, провозглашение, это устное провозглашение вести всегда необходимо, насколько это возможно. … Слово всегда имеет свое превосходство и эффективность, особенно когда оно несет в себе силу Божью. По этой причине даже в наше время слова Павла «Вера от слышания» (Рим 10,17): услышанное слово приводит к вере » ( там же , 42).

Таким образом, в евангелизации пример христианской жизни и провозглашение Христа идут рука об руку. Один служит другому. Это два легких, которыми должна дышать каждая община, чтобы быть миссионерской. Это полное, последовательное и радостное свидетельство о Христе, безусловно, будет притягательной силой для развития Церкви и в третьем тысячелетии. Поэтому я призываю всех вновь обрести мужество, искренность, ту  паруссию  первых христиан, чтобы свидетельствовать о Христе словом и делом во всех сферах жизни.

2.  «До края земли» — Многолетняя актуальность универсальной миссии всеобщей евангелизации.

Призывая своих учеников быть Его свидетелями, воскресший Господь объявляет, куда они посланы: «в Иерусалим и во всю Иудею и Самарию и до края земли» (Деян 1, 8). Здесь очень чётко прослеживается универсальный характер миссии учеников. Подчеркивается «центробежное» географическое движение почти по концентрическим кругам, от Иерусалима, считавшегося по иудейской традиции центром мира, к Иудеи и Самарии и к «концам земли». Они посланы не для того, чтобы заниматься прозелитизмом, а для того, чтобы проповедовать. Христианин не занимается прозелитизмом. Об этом миссионерском движении рассказывает нам Деяния Апостолов — оно дает нам прекрасную картину Церкви, которая «выходит» на исполнение своего призвания свидетельствовать о Христе Господе, ведомая Божьим проведением через конкретные обстоятельства жизни. Действительно, первые христиане подвергались гонениям в Иерусалиме, поэтому они рассеялись по Иудее и Самарии и повсюду свидетельствовали о Христе (ср. Деян 8, 1.4).

Нечто подобное происходит и в наше время. Из-за религиозных преследований, войн и насилия многие христиане вынуждены бежать со своей родины в другие страны. Мы благодарны тем братьям и сестрам, которые не замыкаются в своих страданиях, а свидетельствуют о Христе и любви Божией в странах, которые их принимают. Именно к этому призывал св. Павел VI, помня о «долге и задаче эмигрантов в тех странах, которые приняли их гостеприимно» (Evangelii nuntiandi, 21). Действительно, мы все чаще наблюдаем, как присутствие верующих разных национальностей обогащает лицо прихода и делает его более универсальным, более католическим. Таким образом, пастырское попечение о мигрантах – это миссионерская деятельность, которой нельзя пренебрегать и которая также может помочь местным верующим вновь обрести радость, полученной христианской веры.

Указание «до края земли» должно каждый раз ставить перед учениками Иисуса вопрос и всегда побуждать их выйти за пределы традиционных мест, чтобы свидетельствовать о Нем. Несмотря на все удобства, принесенные прогрессом современности, сегодня все еще есть географические области, которые еще не достигли миссионерских свидетелей Христа с Благой Вестью Его любви. С другой стороны, никакая человеческая реальность не может быть чуждой вниманию учеников Христовых в их миссии. Церковь Христова была, есть и всегда будет «выходить» к новым географическим, социальным и экзистенциальным горизонтам, к местам и человеческим «пограничным» ситуациям, чтобы свидетельствовать о Христе и Его любви ко всем людям, каждой нации, всем культурам и всем социальным государствам. В этом смысле миссия всегда будет также missio ad gentes, как учил нас Второй Ватиканский Собор, потому что Церкви всегда придется выходить за пределы своих границ, чтобы свидетельствовать о любви Христа ко всем. В связи с этим я хочу вспомнить и поблагодарить многих миссионеров, которые посвятили свою жизнь тому, чтобы «идти дальше», воплощая любовь Христа ко многим братьям и сестрам, которых они встретили.

3.  «Вы получите силу Святого Духа». Всегда позволяйте себе быть укреплёнными и направляемыми Святым Духом.

Возвещая Своим ученикам их миссию быть Его свидетелями, воскресший Христос также обещал благодать в связи с такой великой ответственностью: «Когда сойдет на вас Дух Святой, вы примете силу Его и будете Мне свидетелями» (Деян 1,8). Действительно, согласно рассказу Деяний Апостолов, именно после сошествия Святого Духа на учеников Иисуса произошло первое свидетельство о Христе, умершем и воскресшим из мёртвых, через керигматическую проповедь, так называемое миссионерское обращение св. Петра к жителям Иерусалима. Так началась эпоха евангелизации мира учениками Иисуса, которые до этого были слабыми, боязливыми и замкнутыми. Они были укреплены Святым Духом, получили мужество и мудрость, чтобы  свидетельствовать о Христе перед всеми.

Так же, как «никто не может без помощи Святого Духа сказать: «Иисус есть Господь» (1 Кор 12,3), поэтому ни один христианин не может дать полное и подлинное свидетельство о Христе Господе без вдохновения и помощи Святого Духа. Поэтому каждый ученик, миссионер Христа, призван признать фундаментальную важность действия Святого Духа, жить с Ним в повседневной жизни и постоянно черпать от Него силу и вдохновение. Более того, именно тогда, когда мы чувствуем себя усталыми, немотивированными, потерянными, давайте не забывать обращаться в молитве к Святому Духу, который — я хотел бы еще раз подчеркнуть — играет фундаментальную роль в миссионерской жизни, чтобы питаться и укрепляться Им, который явяется для Бога неиссякаемым источником новой энергии и радости в том, чтобы делиться жизнью Христа с другими. «Получение радости Духа – это благодать. И это  единственная сила, которую мы можем иметь, чтобы провозглашать Евангелие, исповедовать веру в Господа» ( послание к Папским миссионерам, 21 мая 2020 г.). Поэтому именно Святой Дух является истинным действующим лицом миссии – именно Он дает нужное слово в нужное время и нужным образом.

Именно в свете действия Святого Духа мы также хотим почтить юбилеи миссионеров нынешнего 2022 года. Создание Конгрегации по распространению веры в 1622 г. было вызвано желанием содействовать миссионерскому служению на новых территориях. Это была провидческая интуиция! Конгрегация сыграла решающую роль в том, чтобы сделать миссию евангелизации Церкви действительно такой, то есть независимой от вмешательства мировых держав, чтобы основать те поместные Церкви, которые сегодня демонстрируют столь высокую жизнеспособность. Будем надеяться, что, как и в прошедшие четыре века, Конгрегация в свете и силе Святого Духа продолжит и усилит свою работу по координации, организации и оживлению миссионерской деятельности Церкви.

Тот же Дух, Который направляет Вселенскую Церковь, вдохновляет и простых мужчин и женщин на необычные миссии. Так и случилось ровно 200 лет назад, когда молодая француженка Полина Жарико основала Общество распространения веры. Ее беатификация состоится в этом юбилейном году. Хотя она жила в бедности, она приняла Божье вдохновение создать сеть молитв и сборов для миссионеров, чтобы верующие могли активно участвовать в миссии «до краёв земли». Эта блестящая идея привела к появлению Всемирного дня миссии, который мы отмечаем каждый год и пожертвования от которого, собранные во всех общинах, направляются во всеобщий фонд, через который Папа Римский поддерживает миссионерскую деятельность.

В этом контексте я также упомяну французского епископа Шарля де Форбин-Жансона, который основал Детскую миссионерскую работу для продвижения миссии среди детей под лозунгом: «Дети евангелизируют детей, дети молятся за детей, дети помогают детям во всем мире»; и госпожа Джоанну Бигард, которая основала работу св. апостола Петра для поддержки семинаристов и священников в миссионерских регионах. Эти три миссионерские работы были признаны «папскими» ровно сто лет назад. Именно под вдохновением и руководством Святого Духа, Бл. Павел Манна, родившийся 150 лет назад, основал нынешний Папский миссионерский союз, чтобы привлечь и вдохновить священников, посвященных и весь народ Божий на миссию. Павел VI подтвердил папское признание этой работы, членом которой он сам был. Я упоминаю эти четыре Папские миссионерские работы в связи с их большими историческими заслугами, а также для того, чтобы побудить вас в этот особый год порадоваться вместе с ними их деятельности по миссии евангелизации во Вселенской Церкви и в поместных Церквах. Пусть поместные Церкви найдут в этих трудах надежный инструмент для укрепления миссионерского духа в народе Божьем.

Дорогие братья и сестры, я не перестаю мечтать о миссионерстве всей Церкви и о новом периоде в миссионерской деятельности христианских общин. И повторяю пожелание Моисея для Божьего народа в пути: «Пусть все люди Господа пророчествует таким образом!» (Числа 11,29). Да, пусть мы все будем в Церкви теми, кем мы уже являемся в силу крещения: пророками, свидетелями, миссионерами Господа! Силой Святого Духа и до краёв земли. Мария, Царица миссий, молись за нас!

Рим, в праздник Богоявления Господня 6 января 2022 г.

Источник: Новости Ватикана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *